Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам МОН РФ (проект ФСУ)

Новости

|

О проекте

|

О КБРЦИПО | Конкурсы | Мониторинг | Публикации
Обзор CМИ | Учебники в республике | Интервью | Галерея | Ссылки
Официальные документы | Семинары и конференции | Задать вопрос
|   Региональная интернет-конференция   |

 

Система общественно-государственной экспертизы учебников: о созданных звеньях

В условиях модернизации содержания образования, общего, в первую очередь, а также совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание Министерства образования и науки Российской Федерации, научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на учебниках как на основном средстве реализации образовательных программ.

Как проявление такого внимания, с апреля 2005 года в Российской Федерации действует новый порядок экспертизы учебников, ориентированной на вовлечение в этот процесс таких ведущих научных центров, как РАН и РАО в качестве экспертных организаций. К экспертной деятельности, осуществляемой в целях формирования федерального перечня учебников, который закрепляется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, привлекаются также и другие образовательные и научные организации, референтные в научно-педагогическом сообществе. Эти мероприятия обеспечивают упорядочение деятельности многочисленных авторских коллективов и издательств, выпускающих учебники для школ. Создан Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. Начала действовать консультативная группа при Федеральном совете по учебникам Минобрнауки РФ.

Из официальных документов: «11. Экспертиза учебников проводится на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника завершенной предметной линии учебников, а также соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). Порядок проведения экспертизы учебников определяется Минобрнауки России». Из Приложения к приказу Минобрнауки РФ № 5 от 11 января 2007 года.

«49. Федеральные перечни учебников утверждаются приказом Минобрнауки России. Максимальный срок утверждения федеральных перечней учебников не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего следующему учебному году.

50. Приказ Минобрнауки России об утверждении федеральных перечней учебников направляется в Минюст России государственную регистрацию». Из Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию». Приложение к приказу Миообрнауки РФ № 5 от 11 января 2007 года.

«В целях обеспечения проведения экспертизы учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280, приказ Минообрнауки РФ № 141 от 23.12.2004 г…создать Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Федеральный совет)». Из приказа Минобрнауки РФ № 141 от 23 декабря 2004 года.

«1.2. Предложить председателю ФСУ сформировать консультативную группу при Федеральном совете по учебникам Министерства о бразования и неауки РФ для предвари ельного рассмотрения и подготовки предложений для Минобрнауки России по вопросам учебного книгоиздания». Из Протокола заседания ФСУ Минобрнауки РФ, № 6 от 18 января 2008 года.

Вместе с тем рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно-общественных моделей управления образованием, обуславливает необходимость вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность контроля за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения. В этой связи возрастает значимость не только информированности о регламентах экспертизы учебников, отбираемых для включения в федеральный перечень, о ходе и результатах осуществляемой экспертизы.

Фиксируется и становится все более очевидной потребность педагогов-практиков, ученых, родительской общественности участвовать в обсуждении и оценивании учебников, рекомендованных к использованию, в создании механизмов их рейтинга, доступных для общественности. Это тем более важно в ситуации инициирования профессиональной активности педагогов, связанной с реализации задач Приоритетного проекта «Образование», когда школьные учителя обретают уверенность в возможности участвовать в процессах развития образования.

Все это обуславливает необходимость выдвижения и решения задачи обеспечения нового качества образования за счет усиления общественной составляющей системы экспертизы учебников.

Какие же образования, меры, действия и условия будут созданы и реализованы для формировании системы ОГЭУ?

О расширении общественной составляющей системы общественно-государственной экспертизы учебников.

РЦИПО. Для обеспечения более широкого участия научной, педагогической и родительской общественности в обсуждении качества учебников будет созданная сеть региональных центров открытого обсуждения учебников (РЦИПО), призванных целенаправленно привлекать внимание общественности к вопросам, связанным со школьным учебником, способствовать их информированности в этой сфере. Сеть РЦИПО создается в рамках проекта «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)», Исполнителем которого, согласно Госконтракту № 475 от 8 августа 2008 года, является Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (работы будут проводиться в период с 2008 по 2010 гг.)

Система общественного рейтинга учебников. Будет создана динамично развивающаяся система общественного рейтинга учебников, построенная на основе принципа поэтапного развития критериальной базы и механизмов рейтингования, с учетом результатов их обсуждения научно-педагогической и практико-педагогической общественностью, родителями учащихся. В рамках системы общественного рейтингования учебников, по мере ее развития будут усиливаться акценты на результативность обучения, которая обеспечивается использованием того или иного учебника, что является особенно значимым для педагогов и родительской общественности и по существу, фокусирует внимание на истинно педагогических смыслах и назначении учебника.

Обеспечение компетентного обсуждения учебников. Основываясь на имеющемся опыте проведения общественного обсуждения учебников, в том числе, в СМИ, учитывая консультационно-методические ресурсы, которыми располагают организации, ведомства, специалисты, предполагается консолидировать эти ресурсы в едином, но распределенном пространстве системы общественно-государственной экспертизы учебников (ОГЭУ). Оперативное информирование общественности по вопросам, связанным с экспертизой, порядком и методическими особенностями учебников, обеспечение информацией в сфере многообразия учебников и методического опыта учителей, консультирование и взаимное консультирование в сфере использования учебников рассматривается в качестве важного условия эффективной системы ОГЭУ. В качестве ресурса системы ОГЭУ, необходимого для эффективной общественно-государственной экспертизы учебников рассматриваются возможности институтов повышения квалификации работников образования, методических служб, центров информатизации в образовании, школьных советов.

Средством информирования и консультирования, организации взаимодействия и обсуждения выступит специализированный Интернет-портал «Общественно-государственная экспертиза учебников», который будет совершенствоваться по мере развития самой системы, учитывая предложения всех тех, кто заинтересован в объединении усилий, направленных на обеспечение и поддержку качества российского учебника.

Просмотров: 8928

Участие в проектах


Полезные ресурсы